Ads 468x60px

среда, 12 июня 2013 г.

«Поэзия… она живёт во мне». Интервью с Рыжей Надеждой

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас в гостях поэтесса Надежда Шаповалова – Человек с красивой поэтической душой тонкого лирика и с чарующим голосом.

Пригласила Надежду в гости, чтобы узнать у неё, где обитает её Муза. Ну, и не только об этом. Читайте, сами всё узнаете!

– Надежда, добрый день! Если вас спросить: «Кто Вы?», что Вы ответите? Поэтесса?  Писательница?  Творческий человек? Счастливая женщина? Или что-то другое?


Добрый день. Если быть честной, то каждое из этих определений мне близко. Вот только и поэтесса, и писательница звучит слишком-слишком громко. Я просто пишу, а люди верят в то, что я пишу. Лучше всего назвать меня Человек, который делится душой. И да, я действительно счастливая женщина! :)

– Надя, как и когда Вы открыли в себе поэта? Какой стих был первым и о чём? Во сколько лет Вы написали своё первое стихотворение?

Первый писательский опыт был ещё в 8 лет написала милейший стишок про тигрёнка в семье львов. Звучал он приблизительно так:

«Не люблю я беспорядки,
Отгадайте, кто я?
Меня любят все зверятки,
А особенно семья.

Почему я полосатый?
Ничего я не пойму!
Почему у мамы с папой
нету пятен?
Почему?»

– Рыжая Надежда – такое красивое имя. Это Ваш творческий псевдоним?

Именно. Я очень долго думала над псевдонимом, т.к. фамилия у меня самая, что ни на есть, обыкновенная. Однажды утром просто проснулась с мыслью, что буду «Рыжей Надеждой», и никак иначе!

            – А как появилась Sibila? Это тоже Ваш псевдоним? Что он означает?

Всего лишь детское увлечение произведением О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Кстати, всем советую прочесть! А те, кто знаком с этой удивительной книгой, думаю, прекрасно помнят о фигурировавшем там персонаже актрисе с печальной судьбой Сибиле Вейн.

– Кого бы Вы назвали своим учителем, наставником? Возможно, это какой-то поэт?

Активно писать и выкладывать в сеть я начала благодаря Вере Полозковой, невероятно талантливой современной поэтессе! Её пример, поистине, заставляет верить в то, что в наше время поэзия ещё жива!

            – Есть ли у Вас духовные авторитеты? Расскажите, пожалуйста, о Вашей личной философии, любимых философах, людях, оказавших влияние на Ваше мироощущение.

Как говорил один писатель: «Во мне нет ничего первоначального. Я совместное усилие всех, кого я когда-либо знал». Совершенно согласна с ним! Каждый человек, повстречавшийся мне в пути, оказал на меня определенное влияние. Насчёт философов, если быть честной, любимого у меня нет, да и вообще, я не уважаю их труд, ведь каждый может назвать себя философом и сидеть, думать о смысле жизни, о чёрном и белом, о вечном и земном... Кто же тогда будет работать?! :)
– Надя, как Вы для себя определяете, что такое творческое вдохновение? Оно посещает Вас само? Или Вы что-то делаете для того, чтобы оно появилось?

В основном, оно приходит само. И, конечно же, самое сильное по ночам. Но, не буду скрывать, для того, чтоб писать, необходима постоянная эмоциональная встряска. Муза не любит спокойную жизнь. Поэтому, неосознанно, я, порой, загоняю себя и своих близких в стрессовые ситуации, чтобы испытать «ту самую эмоцию» за что сильно виню себя после.

– Продолжение вопроса: есть ли у Вас своя Муза? И что это такое вообще?
Она есть, несомненно. Но постоянно видоизменяется :) С возрастом, окружающим миром, сменой вкусов и взглядов... Это что-то.. или кто-то, в общем, это помогает изливать свои чувства на бумагу, а не в подушку :)

– Бывают ли дни, когда сесть за перо не хочется? Просто нет и всё. Как Вы справляетесь с этим? Потакаете себе? 

Бывают. Я называю их «дни катастрофического счастья». В последнее время, всё время состоит из них :) Вдохновение такая удивительная штука! Бывает, ни одного за несколько месяцев, а тут бах и 3-4 за час! :) Писать себя никогда не заставляю. Тут всё просто: есть позыв пишу, нет смиренно жду Музы :)

– За какой период времени рождаются обычно Ваши стихи?  И как можно описать Ваш творческий процесс?

В среднем, пишу стих от 20 мин до 1,5 часов. Бывают «ночные», которые приходится утром заканчивать и отшлифовывать, потому что, порой, и сама не могу понять, что же я намеревалась сказать!

– А, кстати, когда читаешь то, что написал, какие ощущения? Есть же разные версии: кто-то говорит, что написанное умнее создателя, кто-то — наоборот.  Какое у Вас отношение к своим текстам?

Я люблю свои ранние произведения всей душой. Когда перечитываю то, что писала лет в одиннадцать, думаю: «Это писал гений, явно гений!» :))) Порой, мне кажется, что в то время я была намного мудрее, чем сейчас! Мои тексты часть меня. Они живут, растут, развиваются, любят и расстаются вместе со мной. Это что-то, что есть, пока я существую, и, в то же время, это останется после меня :)


– Есть ли у Вас любимое стихотворение из Вашей коллекции? И объясните, почему именно оно стало любимым?

Не могу сказать, что какое-то из них самое-самое любимое, ведь каждое стихотворение олицетворяет определенный промежуток времени, переживания и эмоции, которые были важны мне именно тогда. Но, наверное, из пестрого разнообразия следует выделить этот:

И ты его встретишь: в тесном вагоне метро, 
позднем трамвае или на дне рожденья. 
Ты нервно поправишь платье/очки/пальто, 
как повелось, не веря в свое везенье. 

Его ты увидишь на шумном концерте в толпе, 
ночью в кафе на безлюдном почти вокзале. 
Он улыбнется. Да, глупая, точно тебе! 
Счастье случается! Разве тебе не сказали? 

И он непременно расскажет, что очень ждал 
вот именно этой случайной нелепой встречи. 
И будет прекрасным зловонный ночной вокзал, 
маршрутка, кафе и твои белоснежные плечи. 

А он так смеется, ТАК смотрит и говорит... 
и кажется, что он судьбою к тебе приложен. 
Ты вся рассыпаешься, что-то внутри кипит 
и рвётся наружу ознобом по светлой коже. 

И ты его встретишь. Ты будешь его читать 
на всяких витринах, глазах, проездных билетах. 
Знай, если когда-то тебе позабыли сказать: 
Счастье бывает. Достаточно верить в это!

Как самый жизнеутверждающий и искренний! :)

– Надя, можете назвать одно стихотворение, которое Вы считаете важным (или процитируйте строчки. Здесь не обязательно приводить Ваши стихи)? Почему?

– Вот:

ЛИЛИЧКА!

Вместо письма

Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступлённый, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День ещё —
выгонишь,
может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссеча́сь.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Всё равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят —
он уйдёт,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролёт не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и су́етных дней взметённый карнавал
растреплет страницы моих книжек...
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

26 мая 1916, Петроград
Владимир Маяковский

От него всегда всё внутри переворачивалось и, наверное, будет переворачиваться всю жизнь…

– А прозу Вы пробовали писать?

Я слишком ленива для прозы :) Мне намного проще облачить свои мысли, переживания, фантазии в стихотворную форму.

– Представляете ли Вы какое-либо направление в поэзии? Какова тематика и проблематика Ваших стихотворений?

Я представляю современных поэтов (модернистов, верно?) и мне, правда, безумно жаль, что существующая сейчас поэзия негодна, по мнению многих. И тематикой и проблематикой своих произведений я могу назвать только Любовь и всё, что с ней связано.

– А в чём заключается актуальность и новизна Ваших стихотворений?

Стихотворение абсолютно каждого автора ново и актуально. Знаете, почему? Потому, что никто и никогда раньше, не употребил эти слова, именно в таком порядке и не записал их! :)

– Какие духовные ценности находят отражение в Вашей поэзии?

Каждый находит там что-то своё, близкое для него. Если бы строчки моих стихотворений были пусты, разве их читали бы?

– А как умудриться «что-то сказать» людям, не имея такого шанса, какой есть у Вас?

Говорить, как есть. Напрямую. Лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, что не сделал. Всегда руководствуюсь этим девизом!

– Надежда, каким, на Ваш взгляд, должно быть настоящее искусство? Что оно должно нести в себе, к чему побуждать?

Настоящее искусство должно вдохновлять.

– Надя, Ваше творчество – женское? Оно отражает Вашу женскую природу?

Все мои стихотворения сугубо женские. Хоть, я и, бывает, что пишу от мужского имени, но абсолютно уверена в том, что всё написанное кардинально противоположное взгляду мужского пола :)

– Как Вы считаете, каждой ли женщине нужно творчество? В каждой ли есть это самое творческое начало?

Уверена, что в каждой! Просто каждая использует свой потенциал по-разному: некоторые в кулинарии, другие  в вязании, третьи в спорте и т.д. Ведь всё, что есть в нашей жизни, по сути, является творчеством!

– В сети достаточно Ваших фотографий, Вы настоящая поэтесса в моём представлении, с огромными глазами... словом, «...Девичий стан, шелками схваченный... дыша духами и туманами», – у Вас есть любимые духи?

Неожиданный поворот вопроса, я уже приготовилась отвечать о поклонниках и завистниках! Но всё оказалось намного проще! :) Мои любимые духи Moschino Funny, не изменяю им! Очень стойкий, нежный, фруктовый аромат! Ни одного негативного отзыва не слышала :)

– У каждого талантливого человека есть свой секрет мастерства. Не поделитесь с нами своим?

Не спешила бы называть себя талантливой. Сейчас поэтов пруд-пруди, сколько развелось! Наверное, мой секрет в людях, которые верят в меня! Моей маме, дедушке, бабушке, любимом человеке и в тех, кто находит в создаваемых мною стихотворениях частицу себя. Не описать словами, сколько волшебных эмоций испытываешь, когда совершенно незнакомые люди пишут тебе: «Спасибо за твои стихи! Они помогают мне не отчаиваться!» и тому подобное... Именно в такие моменты хочется писать :

– Принимаете ли Вы участие в поэтических конкурсах, социальных программах, состоите ли в каких-либо городских организациях?

Как-то с детства не завязалось у меня с поэтическими конкурсами. Не всегда до конца верила в свои силы, и вечно был страх, что мои произведения будут раскритикованы в пух и прах, вот и не стремилась нигде участвовать. Правда, вот сейчас принимаю участие в отборочном туре на творческую сцену фестиваля The Best City UA и даже дошла до финала! Думаю, как разберусь с сессией, выйду почитать поэзию на площади.

– Каким Вы видите свой вклад в жизнь нашего города и нашего вуза?

Скоро вырасту и нарожаю детей подниму рождаемость в городе! :) Насчет ВУЗа... В этом году занимаюсь сбором команды от УГХТУ на областной фестиваль «Студенческая Республика», где общими усилиями мы будем защищать честь и имя нашего университета впервые за много лет! Считаю это очень большим и весомым вкладом, т.к. подобные мероприятия очень объединяют студентов, укрепляют их дух и заставляют гордиться своим ВУЗом! Команда собиралась с нуля, из абсолютно незнакомых людей, но ребята попались замечательные, активные и весёлые! Так что, победа нас ждёт! :)

– Какое место занимает Поэт в структуре современного общества?
– Смотря о какой структуре идёт речь. В современном обществе почти невозможно зарабатывать на поэзии, жить только ею. Скорее, люди, которые пишут стихи, считают это своим хобби, не более. Правда, если этот поэт Вера Полозкова, например, то можно брать по 200 грн за билет на концерт и ездить с гастролями. Если кто-либо другой, то лучше уж сиди дома и читай свои стишки маме с папой. Во времена, когда даже книги теряют свой вес, что же говорить о поэзии...

– Надя, Вами написано много красивых строк, они где-то опубликованы? Где можно прочитать Вашу поэзию? (Подробнее о сборнике, если Вы решились на него, и что туда войдёт. И подробнее о «квартирниках», если таковые были)

Почитать стихи пока что можно только здесь. На сборник давно решилась, но, к сожалению, финансовую сторону вопросу решить намного сложнее, так что его выпуск еще маячит в будущем. 11 ноября 2012 года прошел мой первый сольник в Днепропетровске. Это было незабываемо! Пришло очень много людей, я, честное слово, не ожидала такого! Два часа прошли, как один миг. Готова повторять такие выступления снова и снова, но, опять же, на них тоже необходимо решиться! :)

– В сети Интернет сейчас стало популярным такое явление, как художественная озвучка стихотворений. Не было ли у Вас такого опыта? (Видела на странице у Вас аудиозаписи, расскажите, может, Вы в будущем сделаете альбом?)

У меня множество аудиозаписей стихов. Говорят, хорошо получается! Скорее всего, будет расширенная версия сборника  вместе с диском :)

– Хочется узнать о Вас побольше. Расскажите, где Вы родились? Каким было Ваше детство? Какое самое яркое воспоминание из детства?

Родилась я в городе Днепропетровске. Детство было замечательным: первый ребёнок в семье, первая внучка всеобщая любимица. Толпа друзей во дворе, «халабуды», домики для бездомных собак... Все это было в изобилии! Если бы мне предложили что-то поменять из той замечательной поры даже не подумала бы!
Самое первое моё воспоминание следующее. Когда исполнилось 6 лет, вышла из дома с друзьями, посмотрела на небо и подумала: «Какая же я уже взрослая!». Если быть честной, то больше никогда такие мысли меня не посещали! :)
А насчет самого яркого... Не могу сказать, всё это время прошло, как один яркий миг!

– Надя, кем Вы всё-таки в детстве хотели стать?

Женой президента :))

– Творческие люди обычно очень разносторонние личности. Есть ли у Вас помимо поэзии какие-то хобби?

Я всё делаю понемногу: неплохо пою, ритмично танцую, не криво рисую, умело фотографию, даже играю немного на фортепиано. Всегда мечтала найти что-то, в чём мой талант проявился бы в наибольшей степени, этим «чем-то» оказалась поэзия!

– Кого считаете «героем нашего времени»?

Для меня наибольшими героями всегда останутся мои родные. Я готова спорить со всеми по этому поводу, но именно их, может и незначительные, но, всё же, подвиги, сделали меня той, кем я являюсь!

– Традиционный вопрос: над чем Вы работаете сейчас, а над чем уже завершили работу? Расскажите о перспективе творчества и Ваших планах на будущее?

Сейчас я вся в конкурсном отборе на The Best City UA. Представляете, мне нужно было написать стихотворение в стиле Бродского! Для меня, как для поэта абсолютного лирика  это было невероятно сложно! В перспективе творчества планирую, всё-таки, издать сборник и аудио-диск со своими наработками.

– Какой ценный совет Вы можете дать начинающим поэтам?

Никогда не бойтесь, что вас осудят, но и не судите слепо о созданных Вами строчках. Ни в чём не теряйте здравого смысла. Но если Ваши стихи нравятся Вашей маме, Вы уже талант!

– Благодарю Вас, милая Рыжая Надежда, за беседу. У нас пришло лето. Июнь теплом окутывает землю. Высокое чистое небо. Неспешно парят, словно огромные корабли, тяжёлые кучевые облака. Сочные луговые травы, спелые фрукты, насыщенные цвета вокруг… Возможно, Ваша Муза путешествует именно в этих краях, желаю ей окутать Вас ароматом полевых цветов!

Блиц-вопросы для Надежды:

Группа: 3-ОНС-96
Специальность: Эколог
Любимые книги: Д. Сеттерфилд «Тринадцатая сказка», С. Кинг «Зеленая Миля», «Монстры», Д. Киз «Цветы для Элджернона», Д. Даунхэм «Пока я жива», Ч. Паланик «Бойцовский клуб», Ф. Э. Киггинс «Чёрная книга секретов», А. Кристоф «Толстая тетрадь», Д. Стил «Зоя»...
Любимое блюдо: Я теряюсь, отвечая на этот вопрос, т.к. безумно люблю есть! :)
Любимое слово: счастье
Любимый цвет: морской волны
Путешествовать любите? Где? Путешествовать люблю безумно! В перспективе, хочу объездить весь мир!
А как отдыхать любите? По-разному, в зависимости от настроения и состояния! Но предпочитаю активный отдых, потому что он запоминается больше всего! :)
Ваш жизненный девиз?
Любите не меня, а мой мир.
Нельзя приказать весне: «Наступи немедленно и длись столько, сколько нужно». Можно лишь попросить: «Приди, пожалуйста, и побудь со мной как можно дольше».
И стандартное: Всё, что ни делается, к лучшему!

Специально для проекта «Легенды Хим-теха»
 с Надеждой беседовала Екатерина Заблоцкая

P.S. Дорогие друзья, с творчеством Рыжей Надежды вы можете ознакомиться здесь  и на странице ВКонтакте

0 коммент.:

Отправить комментарий